Ариона
Будущая революционерка родилась 1 сентября 1853 года в родовитой дворянской семье потомков графа Алексея Кирилловича Разумовского. Семья Перовских чтила традиции русского дворянства, заложенные «Жалованной грамотой» Екатерины II и воплотившиеся в деятельности министра народного просвещения Разумовского, в годы начальствования которого был открыт русский Итон – Царскосельский лицей. Отец Софьи Перовской – Лев Николаевич – сделал блестящую бюрократическую карьеру, пройдя путь от старшего помощника столоначальника до действительного статского советника и губернатора Санкт-Петербурга. Мать — Варвара Степановна Веселовская, происходила из небогатой, но старинной русской дворянской семьи.





Раннее детство Софья Перовская провела в провинции: сначала в Таврической, а потом в Псковской губернии, по месту службы ее отца. Когда Софье было 12 лет, она прожила с матерью несколько месяцев в Женеве, ухаживая за умираюшим дядей. Именно в Швейцарии, в самой толерантной и либеральной стране второй половины XIX века, обосновались гонимые и в то же время обожаемые идеологи эпохи. Тут состоялось первое знакомство Софьи с представителем околореволюционных кружков и организаций, декабристом Александром Викторовичем Поджио, близким другом и соратником Александра Герцена за границей. Может быть, именно эта ранняя встреча предопределила судьбу юной Софьи?..

Мать Перовской, Варвара Степановна, выросла в провинции и потому не любила светскую жизнь, охотно уезжая на лето с детьми из Петербурга в Псковскую губернию. После назначения Льва Николаевича Петербургским губернатором в 1866 году мать с детьми и вовсе уезжают в свое имение под Симферополем, где юная Софья ведет самый простой образ жизни на лоне живописных крымских пейзажей. Уединенная жизнь становилась разнообразней только на время зимних каникул, когда из столицы приезжали старшие братья. В 1869 году 16-летняя Софья Перовская переезжает в Петербург к отцу, намереваясь серьезно приняться за систематические занятия и учебу.

Весной 1868 года в Петербурге были организованы первые женские образовательные курсы, получившие название Аларчинских (они располагались в здании мужской гимназии у Аларчина моста на Фонтанке). По вечерам именно там лучшие преподаватели своего времени читали лекции по неорганической химии, математике, физике, геометрии и педагогике. Так, благодаря стараниям министра народного просвещения Дмитрия Андреевича Толстого начался процесс гендерной эмансипации: женщины наделялись все большими правами, а значит, осознали свою автономность и уникальность. К началу 1860-х годов в университетах стало появляться значительное количество женщин-слушательниц, что создало прецедент и необходимость принятия конкретных решений и юридических норм. Импульс движению за женские права придала Евгения Ивановна Конради, писательница и журналистка, которая в декабре 1867 года на съезде русских естествоиспытателей и врачей заявила о необходимости научного образования для женщин. В мае следующего года на имя ректора Санкт-Петербургского университета К. Ф. Кесслера поступили заявления от 400 женщин с просьбой об устройстве лекций или курсов для женщин. Они образовали впоследствии кружок единомышленниц, решивших добиться возможности получения высшего образования.

Аларчинские курсы, куда и пошла учиться Софья Перовская, ставили своей задачей дать женщинам более основательные знания, наравне с дисциплинами мужских гимназий, чтобы подготовить их к дальнейшим занятиям и к педагогической деятельности. Это обстоятельство особенно немаловажно, ведь рубеж 1860